- Главная /
- Меню слева /
- Общие сведения /
- Административно-территориальное деление /
- Богашево
Богашево
Люблю я минуты восхода,
Когда еще спят облака.
И тракторы в поле выходят,
Выходят стада на луга.
Привычное кажется новым,
Как светлый родник в кедраче.
Стоит на холме Богашево….
История возникновения с. Богашево
Административным центром муниципального образования «Богашевское сельское поселение» является с. Богашево. До этого названия существовало другое.
Федосеево, так называлось с. Богашево, вначале, возникло на полвека позже г. Томска (1646 г.), и являлось заимкой, и названо так по имени первого пахаря, служилого человека Федосея. Заимка жила охотой, рыбной ловлей, коневодством, пчеловодством земледелием и ремеслами. Основные дела были караульная служба, охрана скота. Заселяли эти земли в основном служилые люди, крестьяне, опальные дворяне и чиновники, пленные солдаты-литовцы, переселенцы. Село Федосеево обстроилось в кедраче и уступало всем ранее возникшим селам и в количестве жителей и в благоустройстве. Первые архивные сведения о деревне относятся к 1859 г., тогда в ней насчитывалось всего 14 дворов. В последующие годы число населения и число дворов растет, о чем свидетельствует перепись населения: 1893 г.-18 дворов; 1920–50 дворов.
По страницам справочника «Список населенных мест Сибирского края на 1929 г.», выпуск XI. Томский округ. Новосибирск, 1929, с. 78, 79 Федосеево отнесено к Томскому округу, род населенного пункта — деревня, год возникновения населенного пункта — 1646, число хозяйств по переписи 1926 года — 69, население по переписи 1926 года: мужчин- 154 чел., женщин 139 чел., обоего пола — 293, численно преобладающая национальность — русские, расстояние от населенного пункта до окружного центра — 19 км., районного центра — 19 км, лечебного пункта — 4 км., название станции железной дороги — Межениновка, расстояние до станции — 13 км. Название речной пристани — Томск, расстояние — 19 км., название почтового отделения — Томск, расстояние — 19 км, название рынков сбыта сельхоз. продукции — Томск, расстояние — 19 км., рынков покупки пром. Товаров — Томск, расстояние — 19 км.
Вот как описана д. Федосеево в справочниках 1912 года:
«Дер. Ѳедосѣева расположена на Томской вѣтви Сиб. ж. д. въ 17 в. отъ ст. Томскъ 1-й и въ такомъ же разстоянiи отъ города по грунтовой дорогѣ. Изъ 5 дачныхъ деревень лежащихъ по Томской вѣтви д. Ѳедосѣевка въ отношенiи сообщенiя съ городомъ находится въ наилучшихъ условiяхъ. Деревня почти примыкаетъ къ ж.-д. полотну, тогда какъ другiя удалены отъ него на 3 и болѣе верстъ. Мѣстность высокая, окружена густымъ чистымъ кедровникомъ. Продуктовъ недостаточно; мяса нѣтъ. Лавки имѣются. Готовый столъ порой бываетъ. Цѣны на дачи, въ числѣ которыхъ имѣются постройки предпринимателей, колеблются отъ 25 до 60 руб. въ лѣто съ отпленiемъ и водой. Нѣт купанья, такъ какъ рѣчка Басандайка находится вѣ 1½ вер. отъ деревни.»
— «Городъ Томскъ». Справочникъ, изданiе Сибирскаго Т-ва Печатнаго Дѣла в Томскѣ. Томскъ, 1912.
В 1891 году началось строительство железной дороги. Строительством среднесибирского участка от Оби до Иркутска руководил Н. П. Меженинов. Службой движения на этом участке занимался Богашев Степан Михайлович. Железнодорожная ветка Томск-Тайга прошла и через Федосеево. Между ст. Межениновка и Томск — 1 было 2 разъезда. — находился в Федосеево. В 1908 году, начальником Томской железной дороги был назначен Богашев Степан Михайлович. Богашов имел в Федосеево деревянную дачу, которая была построена в 1895 по проекту архитектора Константина Лыгина. Позже дача стала использоваться как вокзал станции Богашёво. Наиболее заметным элементом в оформлении дачи был купол, сделанный в виде кедровой шишки, символизирующей окружающий кедрач.
В годы гражданской войны в деревне организуется «Комитет взаимопомощи»,который затем перерастает в колхоз «Красный пахарь». В колхоз входили деревни Некрасово, Аксеново, Федосеево. Первым председателем колхоза была Колесникова Т. Е. В 1927 г. в деревне создается артель «Смычка», впоследствии ставшая филиалом томской артели «Краснодеревец».
В честь заслуг С. М. Богашева разъезд 1 (Федосеевский) приказом Министра переименован в «Богашево».
Из источников: «9 декабря по ст. ст. 1916 г., один из разъездов на Томской ж.-д. было решено назвать «БОГАШЕВО» в честь Степана Михайловича Богашева (1868–1918), инженера-технолога, начальника Сибирской ж. д., общественного деятеля. Он был почетным попечителем Красноярского и Томского ж.-д. училищ, гласным Томской городской думы, почетным мировым судьей Томского окружного суда. С начала I Мировой войны входил в губернский комитет помощи раненым и больным воинам, был уполномоченным Красного Креста по оказанию благотворительной помощи нуждавшимся. За двадцатилетний труд на Сибирской (Томской) ж. д. удостоен двух степеней ордена св. Станислава, орденов св. Анны 2 ст. и св. Владимира 4 ст.
Источники:
Ист.: Караваева А. Г. Богашев Степан Михайлович // Томск от, А до Я. — Томск, 2004. — С. 36
Вскоре разъезд превратился в станцию, а далее и вся деревня начала носить это имя. В 1935 г. в д. Федосеево был организован сельский Совет, который стал также называться Богашевским.
Краткая историческая справка на Богашева Степана Михайловича (ценные находки музея Томского техникума железнодорожного транспорта)
В августе — октябре 2005 года в государственном архиве Томской области обнаружены документы на Богашева Степана Михайловича, последнего начальника Сибирской железной дороги в границах от Челябинска до Иркутска протяженностью 3 866 км.
Из послужного списка, заполненного лично С. М. Богашевым 13 ноября 1913 года известно, что родился он в 1868 году. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт, химическое отделение в 1894 году, где получил специальность инженера-технолога. На службе Средне-Сибирской железной дороги находился с 1895 года. Начал с помощника начальника депо Боготол, затем ревизор службы тяги Средне-Сибирской, железной дороги помощник и первый заместитель начальника тяги. В 1900 году при слиянии Средне-Сибирской и Западно-Сибирской железных дорог Богашев С.М. остался на этой же должности, но только уже Сибирской железной дороги. С 1909 года становится начальником службы тяги. Произведен в чин надворной советника.
Начальником Сибирской железной дороги назначен с 1 февраля 1913 года. С этого же года одновременно является попечителем Томского технического железнодорожного училища. В конце 1914 года занял должность Почетного мирового судьи Томского окружного суда на 3 года.
С 1 января 1915 года произошло разделение Сибирской железной дороги на Омскую и Томскую. Начальником Томской железной дороги от ст. Новониколаевск до ст. Иннокентьевская протяженностью 1 820 км. утвержден Богашев С.М. В марте 1915 года он переводится из коллежских в статские советники.
В память об увековечении Сибирской железной дороги журнальным постановлением Общего присутствия управления Томской железной дороги, которое размещалось в г. Томске (ныне здание ТУСУРа, по пр. Ленина, 40) был повешен в зале Совета портрет Богашева С.М., как последнего начальника.
В апреле 1916 года Степан Михайлович приказом МПС был перемещен на должность начальника Северных железных дорог. В торжественной обстановке в зале совета управления дороги состоялось с ним прощание. Квартира по ул. Офицерской, 32, где проживала его семья (жена и трое детей) была передана городу Томску.
Приказ № 9 от 18 января 1917 года. Министр Путей Сообщения изъявил согласие на присвоение разъезда 59 версты Томской ветки наименование «Богашево».
К своей вновь назначенной работе начальника Северных железных дорог Богашев С.М. практически не преступал, так вскоре ему была предложена другая должность — главный инспектор Томской железной дороги.
Когда в России к власти пришло Временное правительство, то Указом от 23 мая 1917 года Богашев С.М. был назначен председателем Сибирского порайонного комитета с правами главного инспектора.
25 августа 1917 года Степан Михайлович ушел в отставку согласно поданного прошения. Проживал в г. Томске по ул. Гоголевской (ныне Гоголя), 33. Умер в начале ноября 1918 года в возрасте 50 лет.
Просмотров: 1113